Самый хороший навигатор для андроид смартфона. Описание для GPS навигатор без интернета через спутник картами

Перед вами завершающая часть «сериала» о популярных автомобильных навигационных приложениях для Android. В ней мы постарались просуммировать всю информацию из пяти ранее опубликованных обзоров отдельных приложений и дать заключительную оценку. Чтобы не утруждать читателя, мы постараемся сделать это в максимально краткой и наглядной форме с использованием таблиц, снабжая их относительно небольшими комментариями.

Чем обусловлен выбор именно этих приложений? Главными критериями были популярность и наличие большого числа положительных отзывов, а также простота использования. В первые два критерия немного не вписался обновленный Shturmann. По всем трем критериям не прошло приложение «Семь дорог». Карты Google в роли навигатора все еще в стадии бета-теста. Мегафон-навигация, по сути, тот же Прогород, но только в онлайновом варианте. Приложение iGOв версии для Android официально так пока и не появилось. Поэтому участников всего пятеро.

Цены и популярность

Поставив себя на место покупателя, начнем с разглядывания ценников и изучения информации о том, какую популярность завоевал тот или иной продукт среди пользователей.

Навител Прогород Sygic СитиГид Яндекс
кол-во закачек в Google Play, млн. 5-10 0,1-0,5 10-50 1-5 5-10
оценка в Google Play 4,1 4,2 4,2 4,1 4,2
цена карт России 1350 р. 1290 (950*) р. €40 1800 р. бесплатно
минимальная цена $1** - €20 990 р. бесплатно
плата за обновления, руб бесплатно бесплатно бесплатно бесплатно бесплатно
плата за сервис пробок, руб бесплатно бесплатно в России не работает*** бесплатно бесплатно
допустимое количество переустановок 1 3 н.д. 3 не ограничено
бесплатные сторонние карты да да нет да нет
тестовый период, дней 30 30 7 15 -

* если приобретать ключ на сайте разработчика. Цена указана за само приложение при неограниченном доступе к картам.
** аренда зарубежных карт.
*** для Европы сервис платный - от 12 евро в год.

Итак, самый дорогой продукт - Sygic. Он ориентирован на европейского потребителя, потому ценник вполне соответствующий. Вдобавок за пробки и расширенную информацию о камерах придется платить отдельно, но это все относится только к Европе. В России сетевые сервисы не работают.

Наиболее адекватными выглядят цены Навитела и Прогорода. Однако Навител обладает весьма жесткой политикой в отношении переустановки. Перенести приложение на другой смартфон, скорее всего, не получится вовсе.

На фоне всех этих ограничений Яндекс выглядит королем. Однако приложение имеет ряд существенных ограничений, тем самым оставляя хорошие шансы остальным.

Сравнение наборов функций

Разработчики большинства представленных приложений стараются привлечь пользователей различными дополнительными функциями, например, погодой, фотографиями на карте, статьями из энциклопедий, отметками в соцсетях, отображением местоположения друзей и даже дополненной реальностью.

Мы свели в одну таблицу весь основной набор функций всех пяти приложений:

Навител Прогород Sygic СитиГид Яндекс
Интерфейс
Ручное масштабирование карты во время навигации да да да да да
Индикаторы аккумулятора / спутников/ GSM да / да / да да / да / нет в меню / в меню / нет да / да / да статус-бар ОС
Смена ориентации карты да да да да да
Ручное вращение карты да да нет нет да
Информация о пробеге да да да да нет
Экран обзора спутников да да нет нет нет
Режим 3D да да да да да
Наклон карты только в 3D да да да да
Панель быстрого доступа только DPOI да да да только DPOI
«Маршрутный компьютер» да нет да да нет
Ночной режим да да да да да
Дополненная реальность нет да нет нет нет
Поиск
Универсальный нет нет да нет да
Адресный да да да да нет
По координатам да да да да нет
POI вокруг / у точки / у финиша да / да / да да / да / да да / да / да да / да / да да / да / да
Голосовой ввод нет нет нет нет да
Работа с маршрутами
Сохранить / загрузить да да да да нет
Имитация езды по маршруту да да да да нет
Отображение целиком да да да да да
Работа с треками да да нет да нет
Режимы работы: легковой авто / грузовой / пешеходный да / да / да да / нет / нет да / нет / да да / нет / да да / нет / нет
Карты
Обновление карт да да да да да
Поставщик н.д. собственные Navteq много, разные Navteq, Сканекс и др.
Установка сторонних и бесплатных карт да да , на базе OSM нет да , на базе OSM нет
Online-сервисы
Отображение пробок да да нет * да да
Динамические POI да да да да да
Друзья на карте да нет да да нет
Тематические новостные ленты нет нет нет да нет
Фото на карте нет нет да (Panoramio) нет нет
Погода да нет нет нет нет
Запрет выхода в Сеть да через отключение сервиса пробок нет да нет

* только для стран Европы за отдельную плату

Эта таблица предназначена для самостоятельного изучения. Тут каждый должен сам ответить на вопрос, обладает ли та или иная программа минимальным достаточным набором функций. Например, кому-то обязательно нужна работа с треками, а кому-то установка бесплатных карт OSM. Есть у некоторых приложений и неординарные способности. Например, отображение на карте фотографий мест, сделанных пользователями Panoramio (у Sygic), или режим дополненной реальности (Прогород), а также распознавание речи и голосовых команд (Яндекс.Навигатор).

Есть у приложений и крупные «проколы». Так, у Sygic отсутствует функция отображения трафика (пробок), а Яндекс.Навигатор не будет полноценно работать в отсутствии связи с Интернет.

Интерфейс

Поскольку у каждого из нас свои представления о красоте, мы не будем много говорить о том, интерфейс какой из программ краше. Нашему глазу оказалась милее «картинка» Навител Навигатора, Прогорода и Яндекса. Но это не значит, что у двух других программ какие-то проблемы с «внешним видом». Они все хороши. Просто эти немного выделяются на общем фоне.

Но если отстраниться от разглядывания «картинок», то на первый план выходят совершенно другие свойства интерфейсов - практичность и информативность. Первое из них, это когда вы всегда чувствуете себя в своей тарелке. Вам достаточно беглого взгляда на экран, чтобы получить максимум необходимой информации. Не очень удачным примером практичности может служить интерфейс того же Навитела - нагромождение тонких линий и мелких деталей затрудняет чтение информации во время движения. Также к практичности относится удобство работы с меню и поиском.

Под информативностью мы понимаем вывод на экран различной сопутствующей информации, такой как ограничение скорости движения на данном участке, информация о камерах и т.п. Наличие всевозможных подсказок и дополнительной информации в базе POI.

Итак, ниже мы приведем скриншоты интерфейсов всех программ с коротким перечислением основных преимуществ и недостатков. В этот раз мы будем использовать смартфон с небольшим разрешением экрана 480х800, которое регламентировано практически всеми разработчиками ПО в сегодняшнем тесте.

Начнем с вертикального варианта отображения карты, который наиболее естественен для смартфонов и более практичен для навигации. Рядом с обычным представлением карты поместим 3D-вариант.

Навител Навигатор 8.5

Прогород 2.0

Sygic 13.4

СитиГид 7.8

Яндекс.Навигатор 1.5

Это развязка Варшавского шоссе и МКАД. Увы, картинка статична, и ее восприятие во время движения, когда масштаб карты постоянно меняется в зависимости от скорости и грядущих событий (поворотов), радикально отличается о того, которое вы получите просто созерцая эти два набора скриншотов. Вдобавок в 3D-режиме очень многое зависит от угла наклона, который во всех программах регулируется. Разработчики сделали так, что по одним углом карта красива практична, а под другим ею пользоваться уже неудобно, потому как меняется детализация, перспектива и т.д. Аналогичное замечание можно сделать и к масштабам. Посему дадим словесный комментарий, но прежде выложим еще одну порцию скриншотов, сделанных в режиме навигации:

Навител Навигатор 8.5

Прогород 2.0

Sygic 13.4

СитиГид 7.8

Яндекс.Навигатор 1.5

Навител Навигатор

Картинка заслуживает всяческих похвал, но она крайне непрактична. Нагромождение массы мелких линий и контуров осложняет восприятие линии маршрута на экране, которая немного толще самой дороги, но с загруженными пробками никак не отличается от нее по цвету. Значки камер, знаков и прочие детали едва различимы на экране.

Прогород

«Картинка» немного похожа на Навител, но мелких деталей меньше, а линия маршрута читается намного легче, чем в предыдущем случае. Претензии две: панель статуса занимает много места на экране и на ней царит хаос, а также мелковата графика и все кнопки управления.

Sygic

На скриншотах интерфейс невзрачен, но с точки зрения удобства чтения информации во время движения, он заслуживает самой высокой оценки. Существенный минус один - номера домов в режиме навигации не отображаются. Они появляются только если попробовать прокрутить карту в одном из направлений, что переведет ее в режим просмотра.

СитиГид

Интерфейс карты весьма неплох в практическом плане. Может он не столь красив, но достаточно удобен.

Яндекс.Навигатор

Пытаться придраться к интерфейсу Яндекс.Навигатора аргументировано не получилось. Он очень практичен. Единственный момент - пользователи платформ с экранами с высокой плотностью пикселей на дюйм жалуются на мелкие кнопки и другие элементы в меню. По какой-то причине эти элементы интерфейса не полностью соответствуют рекомендациям Google для разработчиков, и программисты оперировали абсолютными единицами размеров элементов вместо относительных DP и SP.

Ну а тем, кто по какой-то причине предпочитает горизонтальное положение карты, выложим еще один комплект скриншотов.

Навител Навигатор 8.5


Прогород 2.0


Sygic 13.4


СитиГид 7.8


Яндекс.Навигатор 1.5


Карты

Увы, большинство разработчиков не указывают детальную информацию о своих картах, поскольку на фоне конкурентов они могут выглядеть не столь блестяще.

Мы постарались собрать максимум информации и свести ее в одну таблицу. Обратите внимание на строку «Карта онлайн» - это ваш шанс самостоятельно оценить качество покрытия. Правда, оно тоже не совсем точно отражает ситуацию. У Навитела и Прогорода в онлайне выложен не самый последний релиз, а у Яндекса карты в приложении и в онлайне местами разительно отличаются, что, порой, вызывает недоумение.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
Россия: населенных пунктов 149 047 н.д. н.д. н.д. ≈170 тыс.
Россия: городов с детализацией 8762 н.д. н.д. н.д. н.д.
Дорожный граф, км 3 809 652 н.д. н.д. н.д. н.д.
Объектов POI 992 163 н.д. н.д.* н.д. н.д.
Объем карт, МБ 1250 1131 623 1900 1910** (только Москва)
дата последнего обновления 25.10.2013 22.10.2013 12.2013 22.01.2014 н.д.
Частота обновлений в год, раз 3-4 2 1-3 2-10*** н.д.
Карта онлайн - -
Карты зарубежных стран, шт. 52 28 (OSM) ≈130 10 1****
Информация о картах на сайте разработчика - -

* в качестве объектов POI также используются данные из Foursquare
** указан объем полной карты Москвы
*** карта России обновляется практически каждый месяц, но изменения в ней каждый раз касаются пары-тройки каких-то отдельных областей. Если взять, например, карту Москвы, то она обновляется два раза в год.
**** упоминаются Украина, Беларусь и Турция. В фирменном видеоролике про Турцию уже нет ни слова, а в Google Play фигурирует только Украина. Тем не менее, в списке карт для загрузки можно встретить, например, карту Алма-Аты.

По итогам переписи 2010 года количество населенных пунктов в России составляло чуть боле 153 тыс. и около 20 тыс. из них не имеют постоянного населения. Откуда тогда у Яндекса взялось 170 тыс.? Во-первых - вложенность. Конкретный населенный пункт всегда принадлежит другим территориальным единицам. Во-вторых, перепись учитывает не все типы населенных пунктов. Из нее могут выпадать железнодорожные станции, зимовья и др.

Итак, в лидерах у нас, по всей видимости, Навител и Яндекс. Объем карт - это косвенный показатель. У Яндекс.Навигатора он имеет такие невообразимые значения потому, что эти карты содержат огромное количество растровых изображений.

Что касается детализации, то этот вопрос сложный, и на его изучение необходимо много времени. Для собственного понимания мы взяли несколько населенных пунктов и посмотрели, как обстоят дела с этим вопросом.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
Оленегорск, Мурманская область детальная, с домами (3D) три основные улицы только центральная улица, с ошибками детальная, с домами три основные улицы
Богородицк, Тульская область детальная, с домами детальная, с домами (3D) только центральная улица детальная, с домами три основные улицы
Ангарск, Иркутская область основная дорожная сеть детальная дорожная сеть только центральная улица детальная, с домами детальная, с домами
Петропавловск-Камчатский детальная, с домами детальная дорожная сеть только центральная улица точка на трассе детальная, с домами
Астрахань детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Сочи детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная дорожная сеть детальная, с домами детальная, с домами
Чехов, МО детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Тверь детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Рыбинск детальная, с домами детальная, с домами (3D) детальная, с домами детальная, с домами детальная, с домами
Печоры, Псковская обл. детальная, с домами основная дорожная сеть три основные улицы, с ошибками детальная, с контурами домов, без адресов три основные улицы
д. Ланьшино, МО часть дорожной сети точка на карте детальная дорожная сеть детальная дорожная сеть основная дорожная сеть

В лидерах оказались Навител, Прогород и Ситигид. Причем карты Прогорода почти во всех населенных пунктах из таблицы имеют здания не только с соответствующими контурами, но и высотой. СитиГид хоть и хорош (используются карты OSM), но карты нужных вам регионов придется искать в большом списке и загружать отдельно, что не очень удобно. Почему-то загрузить разом всю карту России нельзя. Кроме того, в списке отсутствовал Камчатский край.

Немного удивил Яндекс.Навигатор, и это с учетом того, что онлайновая браузерная карта выше всяких похвал. При этом весьма забавно, что в том же Богородицке можно указать точный адрес, он будет обозначен маркером на карте и маршрут до него построится. Но «последняя миля» будет отображаться неверно.

Ну а больше всех не любит небольшие города Sygic. Он их знает только понаслышке.

Немаловажен и вопрос актуальности карт. Тут мы ориентировались на карту Москвы, отмечая присутствие новых известных дорог, эстакад и развязок, открытых в период лето-осень 2013 года. У Прогорода, Ситигида и Яндекса с этим проблем не возникло. У Навитела все искомые нами развязки и эстакады присутствовали, но на пересечении Ярославского шоссе и Малыгинского проезда почему-то отсутствовал разворот под эстакадой. А вот у Sygic карта, как минимум, годичной давности. Ни одного искомого дорожного объекта мы на ней не обнаружили.

Наш выбор по картам : Навител, Прогород и Ситигид.

Маршруты и навигация

Все приложения строят вполне адекватные маршруты. И это самое главное. Небольшие незначительные «глюки» бывают у Навитела. Один из них мы описали в его детальном , но повода для паники тут нет. А вот уменьшить в его настройках чувствительность к пробкам жителям мегаполисов определенно стоит.

Чтобы сэкономить время читателю, соберем информацию по маршрутам и навигации в одну таблицу.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
адекватность построенных маршрутов ок ок ок ок ок
количество альтернативных вариантов нет 2 1 нет 1-2
исключение платных дорог / другие настройки да / да да / да да / да да / да нет / нет
логика поведения при уходе с маршрута настраиваемая возврат на старый маршрут перестроение в режиме «объезд» перестроение в режиме «объезд»
пробки на маршруте да да нет да, но на коротком расстоянии да
предупреждения о превышении скорости да да да да нет
предупреждения о камерах да да да да да, с опозданием
DPOI да да нет да да
работа без подключения к Интернет да да только offline да функции сильно ограничены

Удобнее всего будет ездить с Прогородом, Ситигидом и Навителом. Sygic, несмотря на весьма практичный интерфейс, работает только в режиме offline: никаких пробок и DPOI. Вдобавок его логика поведения при уходе водителя с маршрута далека от цивилизованной. Но с Яндексом проблем не меньше: он не предупредит о превышении скорости, скажет про камеру только когда вы будете проезжать мимо нее, а без подключения к Сети в приложении не будет работать поиск и прокладка маршрутов! Зато он перед началом навигации предложит пользователю альтернативные варианты маршрута, которые можно будет просмотреть на карте и выбрать наиболее подходящий. Прогород тоже так умеет, хотя пользуется несколько иной логикой. Обе эти функции нам очень понравились.

Наш выбор : Прогород и СитиГид. С некоторым натягом - Навител и Яндекс.

Тесты

Мы провели ряд тестов, чтобы показать, насколько быстро будут работать эти приложения на различных мобильных платформах. В отдельную таблицу мы свели результаты, полученные на двух системах, основные характеристики которых таковы:

Обе платформы бюджетные, но в планшете установлен 4-ядерный SoC, а в смартфоне - одноядерный, но с более современной архитектурой. Будет ли между ними какая-либо существенная разница? В таблице данные смартфона и планшета разделены двумя вертикальными чертами.

Навител Прогород Sygic Ситигид Яндекс
Время загрузки, с 11 || 8 5-6 на обеих платформах 6 || 3 12 || 9 ≈2 во всех случаях
Время поиска спутников в соответствии с технологиями GPS (1-2 мин.) ≈20-30 сек.** на обеих платформах
Время прокладки маршрутов, с* 2,5-5 || 1,5-5 1-4 на обеих платформах 12-20 || 6-15 ≈2 во всех случаях -***
Утилизация вычислительных ядер в движении, % 60 || н.д. 70 || н.д. 40 || 15 65 || 19 20 || н.д.
Плавность прокрутки и масштабирования с отключенными «пробками» с сильными рывками с рывками относительно плавно относительно плавно плавно
Объем сетевого трафика на трассе, МБ/ч 2,5 н.д. - н.д. н.д. - 4****
Объем сетевого трафика в мегаполисе, МБ/ч 4,5 1 - 1 3,5-6,5****

* через тире указано время прокладки двух маршрутов: с юга Москвы и до г. Оленегорска в Мурманской области; второй маршрут - до Владивостока.
** уже через две секунды после загрузки вы видите свое примерное положение на карте, определенное по сигналам базовых станций и их координатам. А еще через 20-30 секунд аппарат «цепляется» за спутники.
*** маршруты рассчитываются на удаленном сервере, и время построения зависит от качества связи в конкретный момент времени. В зоне действия GPRS или EDGE может занять минуту и более, но при хорошей связи - 2-3 секунды.
**** первая цифра указывает на объем трафика в случае заранее загруженной полной карты региона. Вторая цифра - при пустом кэше карт.

Итак, главная проблема быстродействия приложений - неумение использовать все доступные вычислительные ядра SoC. И хотя многопоточность декларируется практически всеми разработчиками, на практике на 4-ядерной системе это выливается в то, что одно ядро грузится на 100%, второе процентов на 30, а два других прохлаждаются. Исключение составляет только Яндекс. Приложение не только имеет низкие требования к ресурсам системы, но и при активной работе на четырех ядрах может показывать суммарную загрузку в 60-70%, что говорит о том, что у кого-то все-таки получается создавать многопоточные приложения (разработчики бенчмарков не в счет).

Если говорить о плавности и комфорте работы с картой, то Яндекс, Ситигид и Sygic ведут себя вполне прилично, чего нельзя сказать о Навител и Прогород. Прокрутка карты и масштабирование у них проходят с заметными рывками, притормаживаниями и одергиваниями. Причем, если ваш смартфон имеет разрешение 1280 пикселей и более - ситуация будет усугубляться вне зависимости от типа установленного SoC в системе.

Наш выбор : Яндекс, СитиГид и, наверное, Sygic. Последний уж очень долго строит маршруты, но в остальном очень шустр.

Особенности приложений

Поскольку конкуренция велика, разработчики стараются добавить своему творению несколько изюминок, и грех не упомянуть о них.

Навител Навигатор

Прогород

Тут мы отметим только режим дополненной реальности, который будет вполне сносно работать на тех устройствах, где присутствует датчик ориентации.

Возможно, он пригодится при автопрогулках в путешествиях.

Sygic

Sygic старается привлечь пользователей всякими полезными и интересными мелочами: универсальным поиском, фотографиями на карте с Panoramio, POIс Foursquare, статьями с Wikipedia (если у тех есть привязка к координатам), боковой панелью и маршрутным компьютером. Все подробности в соответствующем .

СитиГид

Ничего необычного.

Яндекс.Навигатор

Главный козырь - универсальный поиск с системой распознавания речи и голосовых команд, который работает весьма неплохо.

Итоги

Итак, больше всего упоминаний с пометкой «наш выбор» досталось СитиГиду и Прогороду. Навител, Яндекс.Навигатор и Sygic отстают. Но если оценивать приложения по их основным функциям (качеству карт и процессу навигации), то перед нами вырисовывается вот такая тройка лидеров: Прогород, СитиГид и Навител. Самый дешевый из них - Прогород. Самый дорогой - СитиГид. А Навител получит звание самого недружелюбного из-за невозможности переноса приложения на другие смартфоны.

Если вы проживаете в одном из российских мегаполисов, в вашем регионе надежная и качественная сотовая связь, вы не боитесь камер контроля скорости и предпочитаете не тратить лишние деньги, то вполне можно воспользоваться Яндекс.Навигатором. Он бесплатный. А кроме того, шустро работает и обладает практичным интерфейсом.

Sygicможет быть полезен при заграничных поездках. Однако обойдется он совсем недешево. В этом плане Навител в разы более привлекателен, но информации о трафике в нем не будет. Равно как и у Sygic в России.

P.S. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Потому мы призываем самостоятельно опробовать приглянувшиеся приложения и сделать свои собственные выводы. Но при этом важно не забыть, что все навигационные программы без исключения после их удаления через диспетчер приложений оставляют почти все свои файлы во внутренней памяти телефона на веки вечные, «замораживая» сотни полезных мегабайт. Не забудьте их потом удалить вручную, ориентируясь по названиям папок на накопителе. Ох, Android, Android…

Навигаторы на Android позволяют получать точную информацию о местоположении и прокладывать маршруты с учетом всевозможных препятствий. Подобный софт наиболее востребован в поездках по незнакомой местности, где довольно непросто ориентироваться без подсказок. Хотя кому-то он может пригодиться и для непродолжительных пеших прогулок или вело поездок. Если у вас имеется автомобиль и смартфон на Android, то с 90% вероятностью у вас есть и приложение для навигации. Эта статья поможет вам подобрать достойную альтернативу тому навигатору, который вы уже используете, или выбрать лучший навигатор для вас, соответствующий всем нуждам.

Андроид смартфон с установленным навигатором - лучше чем отдельный GPS навигатор
GPS навигатор можно приобрести как отдельное устройство, но у этого решения есть ряд существенных недостатков. Зачем покупать еще один девайс, когда тот же функционал доступен через приложение с Google Play? Тем более смартфоны и планшеты куда производительнее GPS навигаторов, что сказывается на скорости работы. Чаще всего они значительно отличаются по объему оперативной памяти, мощности процессора и т. д. Также стоит отметить ситуацию с обновлениями – на GPS навигаторах для этого может потребоваться периодическая смена прошивки, что не очень удобно. На смартфоне достаточно скачать новую версию приложения с Google Play или нашего .

При выборе навигатора на Android стоит руководствоваться тем, в какой стране его планируется использовать чаще всего и для каких целей. Некоторые приложения лучше адаптированы для применения в России, но в то же время есть и программы, ориентированные на западного пользователя. Они доступны и на территории РФ, но содержат не столь подробную информацию о ней.

Для сравнительного обзора было отобрано 10 навигационных программ с Google Play, которые будут рассмотрены в порядке убывания их популярности. При выставлении оценок учитывалось не только удобство и набор функций, но и ряд второстепенных параметров, характерных для приложений такого типа. Принималось во внимание наличие 3D-режима, данных о пробках, оффлайн-доступа и ряда других характеристик. Сравнительная таблица с оценками редакции расположена в конце этой статьи.

Приложение от Google уверенно лидирует в своём сегменте, значительно опережая конкурентов по количеству установок. Обусловлено это не только тем, что разработчик интегрирует собственные сервисы в Android, но и значительными изменениями, произошедшими за последние несколько лет. За это время выросло количество поддерживаемых стран и значительно расширился функционал. Но обо всём по порядку.

К внешнему виду приложения вопросов нет, здесь всё в полном порядке. Большую часть экрана занимает карта, вверху расположена строка поиска, где доступен и голосовой ввод. Можно найти не только какое-то место по адресу, но и магазин или ресторан, зная только его название. Главное меню открывается свайпом от левого края и содержит практически всё необходимое – список сохраненных мест, хронологию, данные о пробках и т. д. При первом запуске потребуется подключиться с использованием Google-аккаунта, в дальнейшем на нем будет хранится вся статистика. Отзывы о посещенных заведениях можно оставлять прямо из приложения.

Функционал у Гугл Карт действительно исчерпывающий – пользователь может не только прокладывать маршруты, но и планировать посещение тех или иных заведений. У каждого из них есть рейтинг с отзывами посетителей, будь то кинотеатр, аптека или поликлиника. По некоторым есть и более подробная информация – режим работы, загруженность и т. д. На дорогу будет уходить меньше времени, если оптимально подобрать маршрут с учетом пробок и расписания общественного транспорта.

В мобильной версии Google Карт доступен хорошо известный Street View, предназначенный для просмотра локаций в режиме 3D. Не так давно появился и офлайновый режим, позволяющий получать данные без доступа в интернет. Чтобы использовать карту без подключения к сети, надо открыть в главном меню пункт Офлайн-карты и выбрать там необходимую область. В зависимости от ее размеров будет определен размер скачиваемого пакета. Например, для Москвы он составляет порядка 160 мб. Города-миллионники «весят» порядка 30-50 мб. При этом стоит помнить, что всё же желательно постоянно иметь доступ в интернет. Прокладывать маршруты можно и без него, а вот просматривать данные о заведениях уже не получится.

Google Карты можно считать абсолютно заслуженным лидером среди навигаторов на Android. На момент написания обзора приложение содержало карты 220 стран, 15 000 городов со схемами проезда и подробные описания более чем 100 000 заведений. Большинство функций доступно на территории РФ, карты довольно точные, а отзывов о разных местах от российских пользователей более чем достаточно. Google карты могут стать незаменимым помощником как для навигации в домашнем регионе, так и для заграничных поездок. В отличие от большинства конкурентов приложение совершенно бесплатное, оплачивать придется только интернет-трафик. Итоговая оценка – 4,9 балла из 5.

Waze можно считать одним из основных конкурентов Google Карт. По некоторым параметрам это приложение значительно опережает именитого конкурента – здесь лучше организовано социальное взаимодействие и представлено больше данных о ситуации на дорогах, постах полиции, авариях и т. д. Детализация карт зависит от региона – чем крупнее населенный пункт, тем подробнее информация о нем.

Интерфейс Waze довольно удобный, а внешний вид на любителя – визуально он выполнен в стиле 2010 года. При запуске следует зарегистрироваться, хотя это и необязательно, аккаунт всё же завести стоит – авторизованным пользователям доступно больше функций. На главном экране расположены карта и строка поиска, а вызвать главное меню можно свайпом от левого края – здесь пользователю доступна информация об учетной записи, настройки, планы поездок и прочее.

Функционал навигатора в Waze мало чем выделяется на фоне конкурентов – можно подобрать актуальный маршрут с учетом обстановки на дорогах, найти самую дешевую заправку по пути и т. д. В наличии также голосовые подсказки\поиск и 3D-обзор. Детализация карт довольно неплохая и приложение вполне подходит для использования на территории стран СНГ.

Waze можно считать весьма достойной альтернативой Google Картам. Вряд ли разработчики этого приложения в состоянии догнать основного конкурента по количеству поддерживаемых стран, но по социальному взаимодействию всё сделано на отлично. Waze поддерживает десятки разных языков, в том числе русский, на котором доступны не только голосовой ввод, но и подсказки. Также здесь есть offline-режим и нет платного контента, однако присутствует реклама. Итого Waze получает 4,8 балла. 

Sygic – одно из наиболее передовых приложений для навигации на Android. В его арсенале большое количество карт от разных поставщиков, в том числе автономные трёхмерные карты от TomTom, актуальные более чем для 120 стран.

Визуально Sygic смотрится весьма достойно, к удобству управления тоже вопросов нет. Некоторым пользователям шрифты в приложении могут показаться слишком крупными, изменить их в настройках нельзя. В целом интерфейс Sygic вполне соответствует обычному навигатору – большую часть экрана занимает карта, также на нем представлены строка поиска и быстрое меню.

Одним из ключевых преимуществ Sygic являются высококачественные карты, которые могут храниться на устройстве. Помимо вышеупомянутого TomTom доступны и другие поставщики. Бесплатные обновления карт происходят несколько раз в год. Приложение поддерживает голосовые команды с произношением названий улиц и получает информацию об изменениях на дороге в режиме реального времени. Это позволяет избегать пробок и пользоваться наиболее оптимальными маршрутами.

Sygic – это очень качественное приложение для навигации с большим количеством карт и широким набором функций. К сожалению, далеко не всё доступно в бесплатной версии. Пробный период составляет 7 дней, после чего можно ограничиться бесплатным функционалом или перейти на Premium. Стоимость подписки зависит от региона и составляет от 50 до 100 евро, однако на момент написания обзора действовали скидки и получить бессрочный Premium можно было всего за 16-20 евро. При наличии весьма достойных бесплатных навигаторов большинство пользователей не станет платить за подписку. Тем более бесплатная версия не особо ограничена по детализации карт. Итоговая оценка Sygic – 4,6 из 5. 

MapFactor – навигатор, использующий данные Open Street Map. Карты могут быть установлены на карту памяти или внутреннее хранилище девайса, чтобы не подключаться к сети во время поездки.

При первом запуске требуется выбрать источник карт и страну. Для России присутствует разделение по регионам, что позволяет сэкономить место в памяти устройства и быстрее получить доступ к приложению. Карты относительно компактные, например, Московская область весит всего 0,3 ГБ. При желании вместо карт Open Street Map можно воспользоваться данными от TomTom. Внешне MapFactor смотрится несколько устаревшим – интерфейс больше похож на приложения под Android 2.2.

Open Street Map является совместным проектом для создания карт. Внести свою лепту в его развитие может любой пользователь. Наличие крупного международного сообщества положительно сказывается на качестве контента и частоте обновлений.

MapFactor поддерживает голосовую навигацию, планирование маршрутов и оповещает о предстоящих маневрах. В случае сближения с регистраторами скорости пользователь услышит звуковое предупреждение. Реализовано не только переключение между режимами 2D и 3D, но и выбор цветовой схемы – дневной или ночной.

MapFactor можно назвать одним из лучших бесплатных навигаторов на Android. Он поддерживает множество языков и содержит подробную информацию по десяткам стран. К недостаткам приложения можно отнести несколько устаревший интерфейс и необходимость предзагрузки карт. Итоговая оценка MapFactor – 4,4 балла из 5 возможных.

MAPS.ME – бесплатные и полностью автономные карты. Приложение для Android поддерживает пошаговую навигацию и применяется более чем 60 миллионами пользователей по всему миру.

Внешне MAPS.ME мало чем отличается от других навигаторов. Большую часть главного экрана здесь занимает карта, а ближе к краям дисплея расположены управляющие элементы – масштабирование, панель инструментов и т. д. В целом управление довольно удобное.

Основными преимуществами MAPS.ME являются автономность и отсутствие платного контента. Карты скачиваются прямо из приложения, достаточно выбрать страну и город. Информация на них довольно подробная – пользователь сможет без труда найти дорогу к любым заведениям. Карты обновляются ежедневно многомиллионным сообществом Open Street Map, которое является достойной open-source альтернативой Google Maps.

MAPS.ME является одним из лучших мобильных навигаторов на базе Open Street Map. Приложение для Андроид обладает приятным интерфейсом и большим набором средств, а плата за его использование не взимается. Итоговая оценка MAPS.ME – 4,6 балла из 5. 

2GIS – один из наиболее популярных в России навигаторов. Это приложение уже давно пользуется большим спросом – еще с тех пор, когда мобильный интернет был дорогим и медленным, а карты чаще всего использовались в оффлайн-режиме.

Версия для Андроид обладает удобным интерфейсом, хотя и мало чем выделяющимся на фоне конкурентов. Главный экран состоит из привычных элементов – карты и панелей управления. Создавать учетную запись в приложении не обязательно, но для лучшей интеграции с соцсетями она всё же может пригодиться.

2GIS удобен прежде всего тем, что работает без интернета. Скачав карту города, можно пользоваться ей в роуминге или местах, где нет связи с сетью. 2GIS не только хорошо знает дороги и структуру ландшафта, но и располагает информацией о разных заведениях, которые могут понадобиться пользователю. В их числе поликлиники, почтовые отделения, кафе, автосервисы и многое другое. Теперь даже не придется искать парадный вход – приложение сделает это за вас, показав дорогу до самой двери. Всего в базе присутствует более 2,5 млн различных организаций.

2GIS будет незаменимым помощником для водителей. Приложение покажет наиболее оптимальный маршрут и предупредит обо всех опасных маневрах. Также учитываются пробки, перекрытия, аварии и прочие препятствия. Детализация карт зависит от локации. 2GIS доступен во всех крупных российских городах, в некоторых из них присутствует подробная информация о торговых центрах, то есть можно прямо из приложения увидеть где находится ближайший банкомат, какие магазины присутствуют в ТЦ и т. д.

2GIS уже давно себя неплохо зарекомендовал и версия для Андроид не является исключением. Здесь пользователь найдет все необходимые средства для навигации, причем совершенно бесплатно. Плата за использование приложения не взимается, но присутствует реклама. 2GIS получает 4,7 балла из 5. 

Яндекс.Навигатор поможет быстро добраться до цели, рассчитав оптимальный маршрут с учетом пробок. Учитываются и другие дорожные события – дтп, ремонт и т. д.

Приложение имеет очень удобный и стильный интерфейс, хотя от Яндекса ничего другого и не ожидалось. По умолчанию на главном экране показывается не только карта и стандартная панель инструментов, но и индикатор загруженности дорог по 10-балльной шкале (для тех городов, где доступна информация о пробках).

При подборе маршрута предлагается несколько вариантов, начиная с самого быстрого. Приложение оповестит пользователя в том случае, если часть маршрута попадает на платный участок. Во время поездки отображается оставшееся время и расстояние, а также уведомления о маневрах, камерах и прочих препятствиях. Яндекс.Навигатор располагает данными о скоростных лимитах, если пользователь едет слишком быстро, он получит соответствующее оповещение.

Управление в Яндекс.Навигаторе довольно удобное, тем более можно полностью переключиться на голосовой ввод. Это позволит вообще не касаться устройства руками во время поездки. Пользователь сможет давать команды голосом и в таком же режиме получать все необходимые уведомления.
Историю пунктов назначения можно сохранять, чтобы не вводить адрес каждый раз, а просто выбирать цель из списка в будущем. Данные хранятся в облаке и доступны на всех устройствах. Для этого потребуется Яндекс аккаунт.

В остальном набор функций у этого навигатора стандартный. Присутствует 3D-режим и данные о различных организациях, которые могут встретиться по пути – больницы, рестораны и многое другое. Приложение предусмотрено прежде всего для стран СНГ, что отражается на детализации карт – по городам России, Украины и т. д. здесь гораздо больше информации. Например, Яндекс.Навигатор знает всё о парковках Москвы вплоть до 3-го транспортного кольца. Приложение сразу покажет, где можно оставить автомобиль, а где парковаться запрещено.

Для пользователей из России Яндекс.Навигатор будет наиболее оптимальным вариантом. Здесь присутствуют все необходимые функции, в том числе оффлайн-режим, при этом программа совершенно бесплатная. Итоговая оценка – 4,8 балла. 

Навител Навигатор – приложение с подробными картами более чем 60 стран. По сути это полноценный навигационный сервис с огромным количеством дополнительных функций, но обо всём по порядку.

Визуально Навител Навигатор выглядит как приложение 2010 года, здесь даже зачем-то присутствует своя строка состояния с текущим временем, зарядом батареи и т. д. По шрифтам и размеру некоторых иконок сразу видно, что разработчики ориентировались на экраны с небольшим разрешением – в FullHD всё это выглядит нелепо.

Функционально Навител Навигатор можно назвать одним из самых продвинутых приложений в своём сегменте. Здесь присутствуют офлайн карты, данные о пробках, погоде и различных дорожных событиях. Также имеются предупреждения о камерах видеофиксации, авариях и т. д. Трехмерные карты отображают не только структуру ландшафта, но и высотность зданий. В 3D-режиме также доступны многоуровневые развязки.

По детализации карт Навител Навигатор опережает большинство конкурентов. При прокладке маршрутов здесь учитывается множество факторов, в том числе полосность дорог, а бортовой компьютер выводит данные более чем 100 различных датчиков – время, скорость, погодные условия и т. п. Преимущества приложения можно перечислять очень долго – в их числе и голосовые подсказки и неограниченное количество точек при построении траектории следования и многое другое.

Навител Навигатор был бы в числе лидеров своего сегмента, если бы не платная подписка. Пробный период составляет всего одну неделю, после чего карета превращается в тыкву. В нашем случае попросту отключается существенное число функций – прокладка маршрутов, голосовые подсказки, пробки, 3D-режим. Premium-версия стоит от 10 до 30 долларов в зависимости от страны. При этом карт большей части Европы и Америки здесь нет вообще. Итого Навител Навигатор получает лишь 4,3 балла из 5.

CityGuide – это навигатор с детализированными картами всего мира. Можно воспользоваться как данными от службы СитиГИД, так и Open Street Maps.
CityGuide смотрится довольно неплохо (хотя и отстает по оформлению от конкурентов лет эдак на 5) и с управлением особых проблем не наблюдается. При первом запуске пользователь сам выбирает какие карты ему необходимы. Система СитиГИД платная и более детализированная. Карты от Open Street Maps совершенно бесплатны, при этом они реже обновляются и содержат меньше информации.

Функционал CityGuide не особо зависит от того, какую систему выберет пользователь – СитиГИД или OSM. В обоих случаях ему будут доступны данные о пробках и оффлайн-навигация. При этом СитиГИД имеет ряд преимуществ – помимо вышеупомянутой частоты обновлений к ним относятся предупреждения о радарах ГИБДД и разных опасностях на дорогах, а также учет расписания железнодорожных переездов и открытия\закрытия мостов.

Вообще CityGuide заточен прежде всего под систему СитиГИД, поддержка OSM здесь скорее как доп. опция. Это далеко не единственное приложение, работающее с картами Open Street Maps. CityGuide также имеет средства для социального взаимодействия, здесь можно отправлять сообщения друзьям и планировать совместные поездки. Доступен и сервис SOS, позволяющий вызвать эвакуатор или различные экстренные службы.

CityGuide вряд ли можно считать достойной альтернативой другим мобильным навигаторам. Связано это прежде всего с моделью платной подписки. После окончания 15-дневного пробного периода приложение вообще перестает запускаться. То есть здесь нет даже ограниченной бесплатной версии. Покупка лицензии обойдется в 690 рублей для домашнего региона или 1490 рублей для всей России. Есть и другие варианты, с ними можно ознакомиться на официальном сайте приложения. Оценка CityGuide – 4 балла ровно. 

Maverick – самый скромный из 10 навигаторов, отобранных для этого обзора. По сути это не самостоятельный сервис, а оболочка с поддержкой различных оффлайновых и онлайновых карт.

По оформлению Maverick застял где-то в 2010-2012 годах, хотя это частая проблема для навигационных приложений. При первом запуске сразу становится ясно, что разработчики ориентировались на экраны с небольшим разрешением, популярные 5 и более лет назад. А еще здесь не поддерживается русский язык.

Основным преимуществом приложения является возможность выбора источника данных – Bing, Яндекс, Open Street Maps, Multimap и многих других. Большинство карт автоматически кэшируется для автономного использования.

В Maverick пользователь может строить маршруты, отмечать посещенные места, получать информацию о заведениях. Также доступны датчики скорости, высоты, барометр и многое другое.

К недостаткам Maverick можно отнести не самый удобный интерфейс и наличие значительных ограничений в бесплатной версии. Она не позволяет загружать карты и сохранять маршруты. Также отсутствует интеграция с Foursquare. Правда Pro-версия стоит совсем недорого – 300 рублей. Тем не менее для большей части пользователей эта программа бесполезна при наличии более достойных бесплатных аналогов. Итого Maverick получает лишь 3,9 балла из 5 возможных. 

Итоги и сравнение


Среди отобранных для обзора навигаторов лидерами ожидаемо стали приложения от Google и Яндекса, также неплохо показал себя Waze. Подборка оказалась довольно качественной и здесь сложно выделить явных аутсайдеров. В их число вошло несколько приложений с неудобной системой платной подписки, предусматривающей значительные ограничения для тех пользователей, которые не станут ее приобретать.

В тройку лидеров кроме Google Карт и Яндекс.Навигатора вошел Waze
Приложение от Google получило 4,9 балла, остальные два – 4,8. Вряд ли подобное ранжирование кого-то удивит. Google Карты – это эталонный навигатор, на которые равняются разработчики остальных приложений. Большая часть участников данного обзора получила оценки от 4,3 до 4,7. Далеко позади остались лишь CityGuide и Maverick – первый из-за отсутствия бесплатной версии как таковой, второй из-за ограниченного функционала.

Оценка дополнительных функций

По сравнительной таблице №2 можно убедиться в том, что по трем показателям из пяти все 10 навигаторов мало чем отличаются. Каждый из них поддерживает планирование маршрутов, 3D-режим и предоставляет оффлайновый доступ к картам. Насколько качественно реализована каждая из этих функций можно судить по общим оценкам.

Данные о пробках предоставляют 7 приложений из 10, а вот по наличию платного контента приложения разделились в соотношении 60 на 40. Всего 4 навигатора имеют платную подписку или карты, причем они не вошли в тройку лидеров. Платные навигаторы почти ни в чем не превосходят бесплатные, а во многом даже уступают, при этом разработчики хотят еще и заработать на них. Возможно, есть страны, в которых Maverick или Sygic превосходят по детализации тот же Яндекс.Навигатор, но при составлении итогового рейтинга принималась во внимание прежде всего ситуацию в России.

Приложения от Яндекса или Гугла занимают первые места в топе определенных сегментов уже давно и этим никого не удивишь. Подобное явление можно наблюдать среди словарей (Google.Translate и Яндекс.Переводчик), музыкальных программ, браузеров и т. д. Навигаторы не стали исключением, здесь приложения от Google и Яндекса тоже захватили топ. Достойной альтернативой можно считать Waze, значительно превосходящий их по средствам для социального взаимодействия. Остальные приложения в данном обзоре неплохо справляются со своими задачами, но по мнению редакции пока не могут составить значительную конкуренцию вышеуказанной тройке лидеров.

Время на чтение: 8 мин

GPS навигатор на телефоне самая используемая программа не только автолюбителей, а так же велосипедистов,пешеходов. Ведь навигатор вам проложит оптимально короткий маршрут к вашей цели.

В данной статье мы сравним несколько популярных программ навигации и выявим все плюсы и минусы каждого приложения. Анализ приложения будет по нескольким критериям. Это цена(бесплатно), функции навигатора и производительность.

Обзор начнем с самых популярных, а это:

  • Навигатор Гугл карты
  • Навигатор от Яндекса
  • Навител

Со временем список будет пополняться новыми интересными навигаторами, которые стоит установить. Так же пишите в комментарии, каким навигатором вы пользуетесь и какой нам взять на обзор.

Гугл карты

Гугл карты начали свою работу в 2005 году. Сервис имеет набор приложений, возможность просматривать улицы городов в 360 градусов.

Так же есть возможность просматривать снимки со спутника. Отображаются пробки, различные учреждения, магазины зарегистрированные в справочнике гугла.

Если взять гугл карты года 2 назад, то она явно была не доработана. В 2017 году разработчики взялись за оптимизацию приложения и довели приложение до ума. Приложение довольно сильно улучшилось с точки зрения пользователя. Но все же еще есть минусы у приложения.

Оффлайн карты в гугл картах появились недавно и вот с этим у них проблемы, по сравнению с другими навигаторами.

Проблема в том что нет возможности скачать карту крупной области. Скачать возможно карты крупных городов. И в случае выезда за пределы города и без интернета, автомобилист останется без навигатора.

Выбор POI-объектов в Гугл Картах Так скажем не богат. Мало информации о ресторанах, заправках, школах и других строений. Нет никакой информации о ДТП и нет возможности добавить самому, что довольно плохо при построение маршрута.

Но так же есть и плюсу у Google Maps. Самый жирный плюс это голосовой поиск работающий в связке с Окей гугл. С помощью данной функции можно построить маршрут с помощью микрофона.

Хоть это и не самый лучший навигатор, но он бесплатный и установлен обычно на всех операционных системах Андроид.

Навигатор от Яндекса

Хороший навигатор с кучей плюсов. Программа занимает мало места на смартфоне, не требует для этого навигатора мощный смартфон. Навигатор умеет прокладывать маршрут с учетом все аспектов. Такие как дтп, пробки, перекрытие дорог.

У мобильного приложения интерфейс очень удобен и понятен. Так же отображается приблизительная информация о том сколько осталось до цели. Можно добавить промежуточные пункты куда необходимо заехать по пути, маршрут будет перестроен с учетом этих данных. Можно отключить отображение пробок нажатием на иконку светофора.

Плюс у данного приложения, это ночной режим. В ночном режиме фон с белого меняется на черный и не режит глаза в темноте. Еще один плюс это POI объекты. По сравнению с гугл картами, яндекс вырвался вперед. На карте показаны не только крупные рестораны, гостиницы, а так же узлы связи, почтовые отделения, салоны и другие интересные места. Так же есть голосовое управление. Можно искать объекты и узнавать адреса.

Приложение работает в режиме оффлайн, для этого нужно скачать карты нужного региона или города. Но стоит обратить внимание на то что в оффлайн режиме не работает проложение маршрута, поиск достопримечательностей, объектов. Для этого нужно интернет соединение.

На данный момент Яндекс Навигатор, это лучшее приложение для навигации по мнению пользователей на 2018 год.

Навител

Начнем с того, что это платное приложение. Приложение разработано от ведущих разработчиков, занимающихся навигационными приложениями. Чтобы пользоваться данным приложением придется раскошелиться, для пользования данной программой. Или найти бесплатно на просторах интернета, на торрентах, файлообменниках, форумах. Но высока вероятность нарваться на различные трояны, вирусы.

Все что есть в Яндекс навигаторе и Гугл картах, есть в навителе. Это ночной/дневной режим, голосовое управление. Так же прогноз погоды, трехмерный режим карты, переключение между спутниками.

Навигация довольно удобно устроена и интуитивно понятное управление. Есть табло, показывающее скорость и расстояние до цели. Возможно зума, а так же поворота карты во время поворота, голосовое сопровождение.

Хороший навигатор, пользуется спросом. Но есть единственный минус, это то что программа платная.

Waze

Waze- бесплатный и хороший навигатор для системы андроид с открытым исходным кодом. Огромное преимущество этого навигатора, это социальные функции. Которые отображают аварии. гаишников, камеры. И данная информация отображается заранее, а никогда вы их уже проехали, поэтому есть время среагировать.

Пользователи приложения Waze могут делиться о ситуации на дороге, приложение собирает информацию и выводит на карту, таким образом другие участники движения будут уведомлены к чему они приближаются.

Но так же минусы присутствуют. Обновления приложения не частые, последние версии немного подтормаживают, но тем не менее это хорошее приложение для навигации. оно может служить как дополнение к другому навигационному приложению.

OsmAnd

OsmAnd - это самый лучший оффлайн навигатор, нужно всего лишь скачать все карты и все, больше интернет соединение не потребуется. В данном приложение используются векторные и растровые карты Open Street Maps, которые предоставляются на открытой основе.

Таким можно самому отфильтровать нужные POI-объекты(банки, аптеки, заправки и прочее). Можно настроить по какой дороге вы хотите ехать, исключая платные, грунтовые и др.

Можно самому добавлять различные объекты. Все остальные функции так же присутствуют.

Обязательна!

Проблема превращения смартфона в походный GPS навигатор решена. Основной навигатор теперь смартфон, по функционалу и удобству пользования он оставляет далеко позади все существующие специальные походные GPS навигаторы. А по надёжности, чувствительности и времени автономной работы он с ними сравнялся.

Надо сказать, проблему решил не я, а производители смартфонов, аккумуляторов и программного обеспечения. Я только отбирал достойных кандидатов и испытывал их на деле. Секретов строить не буду, с радостью поделюсь подробными рецептами, пользуйтесь и продолжайте эксперименты.

Сначала о программном обеспечении.

Существуют десятки программ, превращающих смартфон в навигатор. Выбор по моим требованиям оставил только одну программу: Locus Map (Locus Карта). Написана она только под Андроид, поэтому и выбор смартфонов значительно сузился. Есть бесплатная слегка обрезанная версия Locus Free, полный вариант Locus PRO стоит 8 долларов единоразово, советую сразу ставить его, т.к при обновлении Free до Pro все настройки придётся делать заново, а их очень много.

Итак, основные преимущества Locus, из-за которых он оказался вне конкуренции:

  1. Наличие качественных бесплатных офлайн векторных карт всего мира на основе OSM (Open Street Maps). Вот вам ссылочка на один из . Тут терабайты регулярно обновляемых карт.
  2. Программа понимает растровые карты, которые несложно изготовить самостоятельно из сканированных бумажных карт. Например, с помощью программы Mapc2Mapc . Любимый Генштаб легко тут приживётся. Вот вам в подарок сделанные мной карта Крыма и Ликийская тропа в Турции. Инструкцию по пользованию программой Mapc2Mapc найдёте чуть ниже.
  3. Удобство записи трека и путевых точек. Можно нарисовать трек вручную, поставить путевые точки где угодно, а не только в текущем местоположении.
  4. Удобно загружать свои треки и точки. И те, и другие можно размещать в неограниченном количестве папок, включать/отключать папками, или по отдельности.
  5. Нет ограничения на количество точек, треков и точек в треках.
  6. Возможность отключить автоблокировку дисплея (отключаться дисплей всё равно будет для экономии энергии) и назначить клавишам громкости функции, например изменения масштаба. На деле это значит, что навигатором можно управлять без нажатий на экран. Актуально и когда экран мокрый, неправильно реагирует на жесты.
  7. Возможно расположение каталогов с картами на SD- карте.
  8. Настраивается абсолютно всё: вид и размер курсора, его положение(по центру или на ¼ экрана), цвет и ширина треков, размер значков точек, варианты отображения названий точек (постоянно, открываются по тапу или при приближении)…
  9. Неограниченно настраиваемые путевые компьютеры: количество данных, расположение, шрифт (величина, прозрачность и цвет) – в любых комбинациях.
  10. Тонкая настройка записи точек трека по времени, расстоянию и точности. Это позволяет записывать только точки реальных перемещений, а не блуждание вокруг да около и выкиды на сотни метров при плохой связи со спутниками.
  11. Настройка использования внутреннего компаса и барометра: глубина фильтрации, границы включения и отключения.
  12. Настройка отключения GPS приёмника для экономии энергии (всегда включен, всегда отключен, включен только когда используется)
  13. Настройка всех кнопок верхней и двух боковых панелей, автоскрытие.
  14. Запуск приложения как службы, что исключает сбои при одновременной работе других приложений (звонки, фото…). У меня например запись трека становится на паузу при звонках, если не включать как службу.
  15. Программа развивается и постоянно улучшается, появляются новые удобные функции, исправляются баги при работе на новых смартфонах и версиях Android.

Правда, списочек более чем? Это я выписал лишь то, что мне интересно. Возможности программы просто запредельные, разработчики стараются создать самое универсальное приложение на основе GPS. Из-за огромного количества настроек, разобраться с ними не просто. Я опишу как сделать самые нужные для похода.

Вот так выглядит окно программы с векторной картой Крыма у меня. Разница от того, что по умолчанию, только в кнопках вверху, сбоку и в маршрутном компьютере.

Настраиваем Locus.

1. Выберите все каталоги по умолчанию — в памяти телефона, не на внешней карте SD. Делается это в настройках-разное. Каталоги для векторных карт locus/mapsVector и растровых locus/maps можно разместить и на внешней SD карте, указав это в настройках программы.

2. Загрузите карту местности, где находитесь, чтобы было с чем работать.

Предварительно векторные карты (в формате.map) скопируйте в locus/mapsVector, а растровые в locus/maps. Если взяли векторную карту по ссылке выше, то к ним идут собственные стили, которые обязательно нужно установить, зайдя на сайт с картами со смартфона https://www.openandromaps.org/en/legend/elevate-mountain-hike-theme . В колонке «Quick install in Android» Жмите Locus. Затем нужно включить темы. Сначала активируете векторную карту. Затем слева внизу тянете закладку. там выбираете «внешние» и там будут «Elevate» и «Elements». Они совершенно одинаковы, но первая по умолчанию заточена под дикую местность, вторая под город. Разница только в проставленных галочках, включающих разные элементы на карте. Тему нужно установить один раз, подходит для всех карт.

Карту можно скачивать сразу в смарт. Карты мультиязычные, язык переключается для каждой карты отдельно, жмите три точки в каталоге с картами справа от названия карты.

Есть большой недостаток у карт с ресурса openandromaps.org . Беда с названиями улиц в населённых пунктах. Их или нет, или отображаются только на паре масштабов. Зато по детализации дикой местности этим картам равных нет.

Бывает, программа видит вновь загруженные карты после перезагрузки смартфона.

3. Теперь некоторые важные настройки. Остальное можно оставить по умолчанию.

Если неохота связываться с долгими разборками , можете просто восстановить мои настройки из резервной копии. Скачайте файл настроек , скопируйте его на телефон в папку Locus/Backup (не распаковывать, прямо как скачался, с расширением.zip), и затем в меню программы выбираете «Дополнительные функции»-Менеджер резервных копий-Восстановление. Обратите внимание, в этих настройках папки с картами настроены в памяти телефона, по умолчанию. Если хотите-измените на внешнюю SD карту.

В файле настроек уже встроен мой маршрутный компьютер и темы для карт с ресурса openandromaps.org.

Если всё же охота разобраться самостоятельно (в связи с постоянным обновлением приложения настройки могут быть в других разделах и переименовываться):

Редактируем кнопки верхней и правой боковой панели.

Вход в редактор – долгий тап по любому элементу панели-настройка панели. Ставим количество кнопок на верхней панели 5, правой панели 2 и меняем элементы (удаляем ненужные и добавляем новые функции): GPS, Данные, Карты, Запись трека, Маршрутный компьютер, Новая точка, Новый маршрут. Перемещение элементов нажатием на иконку. «GPS» — это иконка видимости спутников. Жёлтая-сигнала нет, зелёная-сигнал есть. «Данные» это каталоги ваших треков и точек. «Карты»-вход в каталог с картами. «Запись трека» открывает дополнительную панель записи трека(её можно отрегулировать, советую расположить внизу). » Маршрутный компьютер» включает/отключает выбранный компьютер, а долгим тапом выбираете компьютер. Нарисовать какой угодно можно через настройки/дополнительные функции/редактор маршрутного. Мне ни один готовый не понравился-слишком большие символы, закрывают пол экрана. Я сделал простые маленькие чёрные цифры вверху карты, слева. Там показывается скорость, высота, пройденное расстояние.»Новая точка» записывает центр экрана как новую точку, спрашивает имя и папку назначения. «Новый маршрут» позволяет нарисовать маршрут вручную. Я пользуюсь этой функцией в качестве измерителя расстояния.

Пять первых кнопок будут на верхней панели, остальные на боковой.

Шестой, самый левый элемент верхней панели меняется по другому: просто клик, и выбор из нескольких вариантов. Советую тут выбрать GPS. Будет показывать точность и количество видимых спутников. Если высвечивается точность скажем 50м, то навигатор может вас надурить и на 300м, принимать такие показания всерьёз не стоит.

Управление/Экран:

  • «Блокировка автоповорота» — отмечаем «все экраны» и «портретный режим» (это отключит автоповорот дисплея)
  • «Отключение блокировки экрана» -ставим галочку «Отключение всех блокировок» (экран всё равно будет отключаться при неиспользовании, но его не нужно будет разблокировать жестами)

Управление/экран карты

  • аппаратные кнопки: управление масштабом

Управление/панели и кнопки

  • кнопки левой панели — переключатель стиля карты -поставить галочку. Это переключение тех самых тем. Для разных целей разные темы
  • автоскрытие верхней, нижней и панели функций лучше не включать, они не мешают, если экран более 4.5 дюймов

Запись треков:

  • профиль пешеход: 20м/10с/35м
  • вид панели записи трека-нижняя панель

GPS и датчики:

  • запуск при старте приложения-всегда
  • отключение при неактивном – советую снять галку.
  • компас-автопереключение, 2км/ч
  • использовать истинный путевой угол: да

Разное:

  • подтверждение выхода: да
  • Locus как служба: да

Точки и треки:

  • стиль линии трека: цвет советую выбрать фиолетовый, чтобы не сливался ни с какими обозначениями на карте, ширина трека: 4px

Калибровка компаса

В Локусе есть функция, позволяющая использовать встроенный компас. Но его обязательно нужно время от времени калибровать. Почему-то настройка компаса часто сбивается.

Делать это можно так: открываете приложение Google Карты. Ждёте, пока определится местоположение и появится синий кружок в центре, отмечающий, где вы сейчас. Тапаете коротко по нему, в открывшемся окне внизу слева жмёте «откалибровать компас». Если написано точность: «высокая», то ничего делать не нужно. А если точность средняя или низкая, то поворачиваете телефон так, как показано на рисунке, пока не будет сообщения, что компас настроен.

Инструкция по конвертации растровых карт в формат Локуса.sqlitedb с помощью программы Mapc2Mapc.

Скачиваем программу Mapc2Mapc , устанавливаем. В бесплатной версии функциональность та же, но карта будет загажена красными крестиками. Если вам это критично, лицензия стоит единоразово 20 долл. Или ищите ломаную версию. Я видел только старые версии, в них много багов и функциональность хуже.

В программе есть возможность привязать карту: File/load image for calibration. Но я с этой возможностью не разбирался и привязываю карты в oziexplorer. Как делается привязка-тема отдельная, читайте профильные сайты и форумы.

Открываем нужную карту: File/Load calibrated map. Бывает, программа затрудняется выбрать проекцию. Например, для Pulkovo1942 (наш любимый генштаб) нужно выбрать из списка, это Россия, Грузия или Азия.

Затем File/Write map for mobile device, выбираем из списка Locus/Rmaps/Galileo .sqlitedb. Zoom и все галочки можно не трогать, оставить по умолчанию. Жмём ОК. Теперь внимание! Откроется страница, где карта разделена на квадраты и можно отключить любые. Если нажимаете тут ОК, то количество квадратов увеличивается в 4 раза, чтобы можно было выбрать более точно. Если вам не нужно выкидывать отдельные куски карты (или вы уже выкинули), ставите галку «No more selections» и жмёте ОК. Начнётся конвертация. В зависимости от размеров карты и производительности компьютера, может занять немало времени, вплоть до нескольких часов. Сконвертированную карту ищите рядом с исходной.

Про смартфоны и повышение их надёжности.

Раз выбран Locus, то автоматически отпали Iphone и прочие, остался только Android. Хорошо бы использовать специальный защищённый смартфон. Они не только защищены от повреждений и воды, но и могут нормально работать при морозе до -20. Правда, они такие здоровенные, в повседневной жизни таскать неохота. И если у вас нет средств покупать для похода отдельный аппарат, можно обойтись обычным смартфоном с водозащитой. Супер защита от удара ни к чему. Нужно одеть смарт в силикон, наклеить защитное стекло и привязать аппарат шнурком к рюкзаку или ремню. Шнурок обычный, длиной 35-40 см, чтобы телефон до земли не долетел, а к уху не мешал приложить. Если в телефоне нет ушка для шнурка, можно прицепить за силиконовый чехол.

Вот так я ношу свой в кармане рюкзака.

Опыт показал, что минимальные требования такие: 4-х ядерный процессор 1,5 Ггц, 2 Гб ОЗУ, экран 5″. Жизненно необходимо, чтобы экран нормально управлялся под дождём, то есть когда на нём капли воды и пальцы мокрые. Например, у Samsung S7-S10 такие экраны. Я уже опробовал Samsung S5, S7 edge, S9+ и очень доволен.

Автономность работы смартфона.

Обычные аппараты выдерживают 1,5 походных дня при таких условиях: постоянная запись трека, умеренное пользование экраном, постоянно на связи, минут 10 звонков, 5 Мб интернета (почта, прогноз погоды). Если выключать связь, то хватает на 2 дня. Не густо. Съёмные аккумуляторы ушли в прошлое, теперь один вариант-заряжать. Вариант зарядки от солнечной батареи для активного похода не подходит. Укреплять её на рюкзаке неудобно и неэффективно. Нормально можно пользоваться солнечной зарядкой только на отдыхе.

Поэтому выход один: зарядка от повербанка на литий-ионных аккумуляторах. Их я опробовал уже с десяток, разных конструкций. Выбирать нужно по оптимальному сочетанию главных параметров: ёмкость, вес, цена, надёжность и удобство. С весом и ценой всё просто и наглядно. А вот с самым главным — ёмкостью, производители мутят. Первое: абсолютно все указывают ёмкость внутреннего аккумулятора для напряжения 3.7V. А ведь выходит из повербанка 5V. Второе: никто не указывает КПД преобразователя из 3.7 в 5V. А он бывает от 70 до 88%. Типичный показатель 80%. Вот и получается, что написано 10000mAh, а реально 5400-6400mAh. Такой повербанк зарядит аккумулятор смартфона на 3600mAh от 5 до 100% 1,5 раза.

Ещё производители мутят с током заряда и разряда. Понятное дело, в меньшую сторону. Чем больше ток заряда, тем быстрее заряжается повербанк. А чем больше ток выдаваемый (на разряд), тем быстрее зарядится телефон. Берите повербанки с возможностью быстрой зарядки, это очень важно, когда в походе выдаётся короткая возможность подключиться к розетке.

С точки зрения надёжности и удобства я считаю оптимальным использовать повербанки с «написанной» ёмкостью в районе 10000mAh. Один большой конечно выгоднее по цене и весу. Но повербанки часто теряются, забываются и ломаются. Поэтому надёжнее взять несколько штук более мелких.

Солнечная батарея на повербанке — бесполезный вес. Чтобы она его зарядила, необходимо 2 недели времени!

Встроенный фонарик опасная штука, потому-что любит случайно включаться и тратит заряд понапрасну.

Ёмкость повербанков измеряю USB-тестером. И даже лучше не ёмкость сравнивать, а Ватт часы. Тогда уходим от необходимости учитывать напряжение, которое в процессе измерения меняется и получается неверный результат.

Вот несколько вариантов испытанных вариантов для сравнения, чтобы стало понятно, насколько они разные.

Globex 11500mAh: вес 240 гр (корпус пластик), реальная ёмкость 6000mah/30Втч. Заряжается током 1А, выдаёт до 1.5А. Время полного заряда 10 часов.

Drobak power roverII 10000mAh: вес 280 гр (корпус сталь), реальная ёмкость 5400mAh/27Втч. Заряжается и выдаёт 0,85А. Время полного заряда 12 часов.

Xiaomi 10000mAh: вес 210гр (корпус алюминий), реальная ёмкость 6400mAh/32Втч. Заряжается 2.2А, выдаёт 1,8А. Время полного заряда 5.5 часов.

Xiaomi 2 10000mAh (с быстрой зарядкой): вес 222гр (корпус алюминий), реальная ёмкость 6520mAh/32,6Втч. Заряжается 2.2А/5V, 1.5A/9-12V, выдаёт 2А/5V, 1,5A/9-12V. Время полного заряда 3-5.5 часов.

Если учесть, что Xiaomi ещё и не дорогие, то они выигрывают по всем показателям! Вот фото героя:

Одно НО: рынок наводнён подделками жуткого качества. Оригинальную вещь ищите в проверенных магазинах с хорошей репутацией, и ни в коем случае не смотрите на одностраничных сайтах со скидкой в много %. К слову, ничего не покупайте на таких сайтах! Реальная цена на 10000 15-20 долл.

Остальные испытанные повербанки были разборные, на стандартных аккумуляторах размера 18650. Вот лучший из них, ТОМО:

Зарядка отдельно весит 108 гр, каждый аккумулятор весит 46 гр. Всё вместе весит 292 гр. Заряжается и выдаёт по 1.8А. По деньгам чуток дороже предыдущих. В ТОМО 4 независимых канала заряд/разряд, для каждого аккумулятора свой. Есть индикатор заряда отдельно на каждый аккумулятор. И даже показывает силу тока отдачи. Не обязательно вставлять все 4 аккумулятора, будет и от одного работать. Конечно, ключевое здесь — качество аккумуляторов. А их я взял самые хорошие – промышленные Panasonic NCR 18650B с реальной ёмкостью 3300-3400мАч. Это ёмкость при разряде, измерял специальным зарядным устройством. То есть суммарно получилось 13400mAh. При разряде из ТОМО выходит 7200мАч. Очевидно, КПД преобразователя всего 72%. Очень плохо. Ещё важный нюанс: в выключенном состоянии ток разряда 0,34 mA на каждый аккумулятор. Это значит, за неделю уйдёт в никуда 8% заряда. Так что нужно вынимать аккумуляторы, если временно валяется без дела.

Также, испытывал подобные зарядки, но с одним каналом заряда/разряда, с параллельным подключением аккумуляторов. Результаты похожи на ТОМО, но исполнение плохое, качество низкое. В походе я не рискнул надеяться на такие, подведут в любой момент. Один плюс — в выключенном состоянии разряда нет вовсе.

В чём преимущество зарядок на аккумуляторах 18650: зарядку можно взять одну, на 2-4 аккумулятора, а самих батареек взять сколько нужно! Да хоть 10. Так будет и дешевле, и легче.

Главный Недостаток обнаружился в первом же походе. Часто плохой контакт с аккумуляторами. Приходится их протирать, вращать. Вы думаете, зарядка идёт, а её нет на самом деле или слабая. Такой серьёзный недостаток нивелирует преимущества в цене и весе. К тому же, КПД у них всех низкий. Так что советую неразборные повербанки .

Ещё одно применение повербанков — зарядка аккумулятров для фотоаппаратов и видеокамер. Если их зарядка работает только от 220В, не беда: на aliexpress вы найдёте зарядки от USB 5V для всех видов аккумуляторов.

Обратите внимание: за месяц литий-ионные аккумуляторы саморазряжаются на 10%. Поэтому перед походом обязательно их подзаряжайте.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то